В НИИ проходят лечение и реабилитацию пациенты с ограниченными и функциональными расстройствами, такими как: ранний и детский аутизм, расстройства аутистического круга (спектра) РАС, расстройства психологического и психического развития (ЗПР, ЗПРР, ЗПРМ), общее недоразвитие речи (ОНР), заикание и другими речевыми патологиями, ДЦП, сенсоневральными нарушениями слуха, тикозные расстройства, энурез, энкопрез, поведенческие расстройства.
Также функциональные расстройства, в частности, различные невротические и соматоформные расстройствами: расстройствами пищевых навыков, анорексия, булемия, сомотоформной вегетативной дисфункцией (вегетососудистая дистония) и другие.
Разработка наиболее рациональных методов медико- и психосоциальной реабилитации больных с ограниченными и функциональными расстройствами является одной из важнейших задач медицины.
Надо учесть то, что у больных с ограниченными возможностями в дальнейшем развиваются вторичные невротические и соматоформные расстройства, которые затрудняют их дальнейшую реабилитацию и адаптацию в микро- и макросреде.
Последнее время статистика шлет нам весьма тревожные сигналы: все чаще врачи-психиатры диагностируют у представителей подрастающего поколения склонность к невротическим и соматоформным (психосоматическим и вегетативным) расстройствам.
Следует заметить, что это явление возникло не на пустом месте. Лица с психическими, в т.ч. невротическими и соматоформными (психосоматическими и вегетативными) расстройствами составляют немалую часть населения в развитых странах мира.
Более того, сравнительный анализ показывает, что заполучить расстройство психики рискует каждый четвертый житель планеты. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый четвертый-пятый человек в мире страдает тем или иным психическим или поведенческим расстройством. Вот этот фактор заставляет содружество профильных врачей активно воздействовать на процесс. Воздействовать, а не замалчивать тревожную статистику, не игнорировать проблему.
К слову, депрессия занимает третье место в перечне вышеназванной группы заболеваний. Однако по прогнозами ВОЗ к 2030 году депресия твердо займет лидирующее положение. И уже сегодня диагноз “депрессия” врачам-психиатрам приходится ставить пришедшим на прием больным ежедневно и не единожды.
Подавляющее большинство больных это дети и подростки.
До настоящего времени влияние невротических и соматоформных расстройств на больных с ограниченными возможностями не было предметом специального изучения. Поэтому не разработаны методы воздействия на психические (когнитивные) функции больных с целью оказания медико- и психосоциальной помощи, улучшения условий их существования, социализации, приобщения к трудовой и общественной деятельности, медицинской и социальной реабилитации, формирования адекватного отношения и реакции на социально-неблагоприятные (психотравмирующие) факторы.
Социально- неблагоприятные (психотравмирующие) факторы ведут к появлению новых функциональных расстройств, которые косвенно или прямо влияют на поведенческую, когнитивную и социальную жизнь, а также препятствует (затрудняет) правильную диагностику и полноценную реабилитацию больных.
Для диагностики и проведения лечебно-реабилитационных мероприятий НИИ оснащен различными техническими средствами.
В институте функционирует постоянная школа для родителей и семей, имеющих больных детей и членов семьи.
В результате многолетних поисков и наблюдений разработано более 30 безмедикаментозных методик, позволяющих устранить невротические и соматоформные расстройства у больных, проводить медико- и психосоциальную реабилитацию.
Для объективизации проводимых реабилитационных мероприятий в качестве основных используются электрофизиологические (ЭЭГ, ЭхоЭГ), аудиометрические, клинико-анамнестические, клинико-психопатологические и социально-психологические методы исследования и другие. Кроме того, при необходимости проводится комплексное обследование больных с привлечением высококвалифицированных специалистов.
При оказании лечебно-реабилитационной помощи основное преимущество отдается безмедикаментозной терапии. Лечебный процесс объединен с психофизическими и психофизиологическими воздействиями (метод профессора Рахманова В. М.), во время которых осуществляется интенсивная тренировка речи.
Во время медико- и психосоциальной реабилитации активно осуществляется внушение (суггестия), которая состоит из двух частей: суггестия в бодрствующем состоянии, в свободном общении, и внушения в состоянии релаксации. в т.ч. гипнотическом состоянии (при согласии родственников больных и самих больных). Во время медико- и психосоциальной реабилитации активно осуществляется внушение (суггестия), которая состоит из двух частей: суггестия в бодрствующем состоянии, в свободном общении, и внушения в состоянии релаксации, гипнотическом состоянии (при согласии пациентов и их родителей, родственников).
В институте регулярно проводятся музыкальные и литературные вечера, трудотерапия, которые дополнительно способствуют тренировке речи, развитию у больных с аутизмом и аутистического спектра круга расстройствами остатков слуха, социальной реабилитации больных, в т.ч. с неврозом.
Завершающим этапом реабилитации больных является создание для них максимального комфорта, приближение их к активной непринужденной социальной коммуникации и вербализации (речи), формирование адекватного отношения к отрицательным психотравмирующим, социально-неблагоприятным ситуациям и другие.
После лечения больные находятся под постоянным наблюдением врачей, которые проводят поддерживающую терапию, психологические, электрофизиологические и другие обследования.