Диагностика и лечение

В НИИ проходят лечение и реабилитацию пациенты с ограниченными и функциональными расстройствами, такими как: ранний и детский аутизм, расстройства аутистического круга (спектра) РАС, расстройства психологического и психического развития (ЗПР, ЗПРР, ЗПРМ), общее недоразвитие речи (ОНР), заикание и другими речевыми патологиями, ДЦП, сенсоневральными нарушениями слуха, тикозные расстройства, энурез, энкопрез, поведенческие расстройства.
Также функциональные расстройства, в частности, различные невротические и соматоформные расстройствами: расстройствами пищевых навыков, анорексия, булемия, сомотоформной вегетативной дисфункцией (вегетососудистая дистония) и другие.

Разработка наиболее рациональных методов медико- и психосоциальной реабилитации больных с ограниченными и функциональными расстройствами является одной из важнейших задач медицины.

Надо учесть то, что у больных с ограниченными возможностями в дальнейшем развиваются вторичные невротические и соматоформные расстройства, которые затрудняют их дальнейшую реабилитацию и адаптацию в микро- и макросреде.

Последнее время статистика шлет нам весьма тревожные сигналы: все чаще врачи-психиатры диагностируют у представителей подрастающего поколения склонность к невротическим и соматоформным (психосоматическим и вегетативным) расстройствам.

Следует заметить, что это явление возникло не на пустом месте. Лица с психическими, в т.ч. невротическими и соматоформными (психосоматическими и вегетативными) расстройствами составляют немалую часть населения в развитых странах мира.

Более того, сравнительный анализ показывает, что заполучить расстройство психики рискует каждый четвертый житель планеты. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый четвертый-пятый человек в мире страдает тем или иным психическим или поведенческим расстройством. Вот этот фактор заставляет содружество профильных врачей активно воздействовать на процесс. Воздействовать, а не замалчивать тревожную статистику, не игнорировать проблему.

К слову, депрессия занимает третье место в перечне вышеназванной группы заболеваний. Однако по прогнозами ВОЗ к 2030 году депресия твердо займет лидирующее положение. И уже сегодня диагноз “депрессия” врачам-психиатрам приходится ставить пришедшим на прием больным ежедневно и не единожды.
Подавляющее большинство больных это дети и подростки.

До настоящего времени влияние невротических и соматоформных расстройств на больных с ограниченными возможностями не было предметом специального изучения. Поэтому не разработаны методы воздействия на психические (когнитивные) функции больных с целью оказания медико- и психосоциальной помощи, улучшения условий их существования, социализации, приобщения к трудовой и общественной деятельности, медицинской и социальной реабилитации, формирования адекватного отношения и реакции на социально-неблагоприятные (психотравмирующие) факторы.

Социально- неблагоприятные (психотравмирующие) факторы ведут к появлению новых функциональных расстройств, которые косвенно или прямо влияют на поведенческую, когнитивную и социальную жизнь, а также препятствует (затрудняет) правильную диагностику и полноценную реабилитацию больных.

Для диагностики и проведения лечебно-реабилитационных мероприятий НИИ оснащен различными техническими средствами.
В институте функционирует постоянная школа для родителей и семей, имеющих больных детей и членов семьи.

В результате многолетних поисков и наблюдений разработано более 30 безмедикаментозных методик, позволяющих устранить невротические и соматоформные расстройства у больных, проводить медико- и психосоциальную реабилитацию.

Для объективизации проводимых реабилитационных мероприятий в качестве основных используются электрофизиологические (ЭЭГ, ЭхоЭГ), аудиометрические, клинико-анамнестические, клинико-психопатологические и социально-психологические методы исследования и другие. Кроме того, при необходимости проводится комплексное обследование больных с привлечением высококвалифицированных специалистов.

При оказании лечебно-реабилитационной помощи основное преимущество отдается безмедикаментозной терапии. Лечебный процесс объединен с психофизическими и психофизиологическими воздействиями (метод профессора Рахманова В. М.), во время которых осуществляется интенсивная тренировка речи.

Во время медико- и психосоциальной реабилитации активно осуществляется внушение (суггестия), которая состоит из двух частей: суггестия в бодрствующем состоянии, в свободном общении, и внушения в состоянии релаксации. в т.ч. гипнотическом состоянии (при согласии родственников больных и самих больных). Во время медико- и психосоциальной реабилитации активно осуществляется внушение (суггестия), которая состоит из двух частей: суггестия в бодрствующем состоянии, в свободном общении, и внушения в состоянии релаксации, гипнотическом состоянии (при согласии пациентов и их родителей, родственников).

В институте регулярно проводятся музыкальные и литературные вечера, трудотерапия, которые дополнительно способствуют тренировке речи, развитию у больных с аутизмом и аутистического спектра круга расстройствами остатков слуха, социальной реабилитации больных, в т.ч. с неврозом.

Завершающим этапом реабилитации больных является создание для них максимального комфорта, приближение их к активной непринужденной социальной коммуникации и вербализации (речи), формирование адекватного отношения к отрицательным психотравмирующим, социально-неблагоприятным ситуациям и другие.

После лечения больные находятся под постоянным наблюдением врачей, которые проводят поддерживающую терапию, психологические, электрофизиологические и другие обследования.

Отзывы о лечении
Ира, мама Давида 4.5 года, г. Днепр, Украина
Изменения во время курса — стал спокойнее, засыпает самостоятельно без истерики, спит всю ночь, днем спит периодически, появились звуки вместо "экания". Показывает пока ручкой, старается, напрягает все пальчики, пока что ему помогаю сложить правильно руку для указательного жеста и он удерживает указательный пальчик... Не требует наличия мамы возле автокресла, правильно в руке держит карандаш, стал жалеть сестричку (появилось сострадание). Больше зрительного контакта, больше реагирует на обращенную речь...
Читать полный отзыв
Фомина София, г. Харьков
Наши диагнозы: гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, гидроцефальный синдром субкомпенсированная форма, задержка темпов моторного и речевого развития, косоглазие, гипервозбудимость, ранний детский аутизм. Наша дочь родилась 3 февраля 2008 года. Это единственный долгожданный ребёнок. Долго не могла забеременеть и вот это случилось – все мы с нетерпением ждали этого дня рождения, хотя беременность...
Читать полный отзыв
Сильвия, мама Саши и Рената, пос. Лиманский, Украина
Смешанная (отзыв) тугоухость, Саша, Украина Саша не говорил, не реагировал на обращенную речь, спотыкался и падал при ходьбе, был гиперактивен, постоянно плакал, у него была аллергия на сладкое, с рождения были запоры, ходил в туалет один раз в 4-5 дней... С первого дня лечение в Институте Саша начал спокойно спать. Еще очень важно – он сходил в туалет и так теперь каждый день, запоров больше нет. Это просто чудо! Уже на четвертый день лечения Саша услышал, что в соседней комнате ребенок плачет и начал показывать мне, как бы тереть глаза. Значит, сын мой слышит!
Читать полный отзыв
Читать похожие отзывы